Авторский текст полностью сохранен, были внесены лишь незначительные редакционные правки (Л.А.)
Где боевые искусства России?
Интервью с человеком, одним из немногих, стоявших у истоков развития боевых искусств, каратэ в СССР и РФ, Мастером боевых искусств, 7 дан каратэ. Президентом международной ассоциации шотокан каратэ СНГ Амелиным Алексеем Павловичем.
Вопрос: А.П. сколько лет Вы занимаетесь боевыми искусствами?
Ответ: Скоро 35 лет.
Вопрос: Ваша школа и методика изучения каратэ бесспорно признана всемирно известными японскими мастерами, чем это объясняется?
Ответ: Тем, что я понимаю и практикую развитие боевых искусств, каратэ, точно также, как и японцы, но по своей методике изучения и обучения.
Вопрос: А в чем ее суть?
Ответ: Главное в том, что европеец физиологически не может переродиться в азиата. Анатомическая разница в соотношении туловища и конечностей разная для азиата и европейца. Из-за бессмысленного подражания японцам по форме и технике в каратэ привело к тому, что нелепое каратэ –до в России, СНГ и Европе это пантомима на тему «боевые искусства»! Отсутствие понимания психологической основы «боевых искусств», методики, знаний в медицине и физиологии, физики и геометрии и т.д. их практического применения, использования в обучении, полное отсутствие понимания стадий обучения (с ученика - до черного пояса), это является первопричиной «бед» российских талантливых учителей имеющих 4-5 дан каратэ.
Вопрос: Неужели так плохо?
Ответ: Конечно нет. Многие талантливые российские инструкторы и учителя должны понять:
- «Динамика каратэ» Накаяма – это просто пособие для изучения техники боевых искусств и только в начальной стадии обучения.
- Скоростная техника передвижения и ударов не описана нигде. Это и есть главный тормоз для всех черных поясов. Незнание ее или непонимание зачем она нужна. Японские мастера ее тоже не показывают на семинарах. Это их бизнес. В лучшем случае иногда касаются этого раздела отдельными фрагментами.
Вопрос: Значит в этом и заключается весь секрет японцев?
Ответ: В основном, да.
Мне повезло в том, что я являюсь учеником «японской школы». Моими учителями были г-да Т. Сато – 8 дан, Т. Катаяма, Т. Танака – 8 дан, Асаи – 9 дан, К. Фунакоши – 8 дан и другие мастера.
В 1976г. был лично представлен Президенту Всеяпонской Ассоциации Каратэ Японии г-ном Т.Сато, моим первым учителем в СССР. Т.Сато был единственным учителем боевых искусств каратэ в СССР в 70-х годах. Т.Сато являлся первоисточником знаний боевых искусств в СССР и РФ. Поэтому ученики этой школы (ныне ветераны) являются основателями русской школы каратэ, как-бы школы не назывались.
Знания, полученные лично от учителя и есть понятие «традиция передачи знаний». Таким образом, говоря о традиционном каратэ «Боевых искусств», нужно иметь в виду не только технику, а и культуру знаний, смысл занятий, цели и методику обучения.
Множественная литература в РФ представляет жалкие переводы и копии иностранных книг и журналов, в которых нет ничего полезного, кроме названий стоек и ударов.
Вопрос: Шихан, с каких лет можно заниматься детям и можно ли заниматься больным?
Ответ: Вопрос очень сложный! Если Вы имеете в виду боевые искусства – каратэ, то ответ лежит в целях и пути занятий (способы и методы изучения). В настоящем каратэ (методика) строится на индивидуальном подходе обучения. Поэтому, каратэ (боевые искусства) - это неотъемлемая часть жизненного пути человека в обществе.
Вопрос: Многие, кто занимаются каратэ – до и кик-боксингом, рукопашным боем агрессивны в обществе.
Ответ: При неправильном обучении и низком уровне Учителя, конечно ученик озлобляется.
ПРИМЕР: Любой ребенок раздосадуется или озлобится, если ему предложить шоколад и не дать его.
Резюме: Если ученики не получают морального и физического удовлетворения, то озлобляются. Этот факт ничего общего не имеет с боевыми искусствами.
Вопрос: Шихан, уточните Вашу позицию относительно спортивного каратэ-до и традиционного каратэ «боевого искусства».
Ответ: Вообщем, все каратэ в настоящем мире можно разделить на 2 лагеря: спортивное – европейское плюс Российское, и «азиатское» Японское каратэ. В спорте основные цели – достижение приза, и признания любыми путями. Даже за счет своего здоровья.
В боевых искусствах – каратэ – это развитие и укрепление здоровья, развитие собственных природных данных от рождения. Весь процесс изучения и обучения это периоды:
- новорожденный ребенок учится ходить, говорить, мыслить
* в каратэ этот период аналогичен стадии ученика с 10 кю – 1 кю. Это от 3 до 5 лет.
- ребенок заканчивает школу, поступает в институт и вступает в жизнь
* этот период в каратэ от 1 дана до 10 дана (черный пояс)
Если с момента рождения до окончания средней школы ребенок развивается постепенно и осторожно, то в студенческий период энергично, ребенок становится полноценным гражданином.
Точно также и в каратэ!
|